Ремонт коллекторных двигателей в автомобиле.

 

Немного теории:

Колле́кторный электродви́гатель — электрическая машина, в которой датчиком положения ротора и переключателем тока в обмотках является одно и то же устройство — щёточно-коллекторный узел. 

В большинстве своём, в автомобиле, стоят коллекторные двигатели постоянного тока. Это и двигатель вентилятора радиатора и двигатель (мотор) вентилятора печки.

Коллекторным двигателям свойственен ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ  недостаток.

Щёточно-коллекторный узел является одной из наименее надёжных частей электрических машин,
поскольку скользящие контакты интенсивно изнашиваются от трения.
Для профессионального электроинструмента, например, щётки являются расходным материалом. По этой причине с точки зрения надёжности предпочтительны двигатели без щёточно-коллекторного узла — вентильный электродвигатель и асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. К сожалению, далеко не во всех машинах подобное  реализуется - на практике.
В  BMW X3 блок управления вентилятором преобразует постоянное напряжение 12 Вольт в мощное - трёхфазное  напряжение и ток,
что позволяет  мотору вентилятора радиатора работать без щеточного узла. Но, как показала практика,  там другая проблема – часто выходит из строя - блок электроники - управляющий асинхронным двигателем вентилятора охлаждения двигателя.
В среднем 25 % отказов коллекторных машин постоянного тока происходит из-за выхода из строя щеточно-коллекторного узла, а в транспортных установках доля таких отказов достигает - 66 %!

Один из частых вопросов -

Почему не работает вентилятор охлаждения радиатора?

 

Давайте попробуем разобраться в данном вопросе, взяв, для примера, простейшую схему соединения вентилятора радиатора

Схема включения вентилятора радиатора

1) Неисправность электродвигателя. Поломка электродвигателя говорит о том, что ротор не крутиться и не вращает лопасти вентилятора. Убедиться в работоспособности электродвигателя можно. Подключите напрямую его к аккумулятору. Вентилятор не срабатывает – пришло время заменить электродвигатель.

2) Неполадки с датчиком. Датчик не определяет температуру охлаждающей жидкости и не передает - должный сигнал на контроллер управления двигателем. А тот, в свою очередь, не подает сигнал на реле включения вентилятора.

3) Нет напряжения. Если произошел обрыв в проводах или неисправен предохранитель, значит, цепь обесточена. Убедиться в проблеме с проводкой – «прозвонить» провода и проверить предохранители на целостность.

Бывает случается так, что выходит из строя сам электронный регулятор скорости вращения вентилятора радиатора (тот электронный блок, что находится около вентилятора). Как правило там сгорают ШИМ ключи включения вентилятора. Эти блоки так-же ремонтопригодны и мы их восстанавливаем. Вам же предложат - всё в сборе, а не отдельно - электронный блок и вентилятор.

Если Вам не удалось разобраться самому, то подъезжайте - мы произведем должные замеры и проверим ффффсю линию электропроводки и выявим точную! причину неисправности.

Если это не сам вентилятор радиатора (у нас его нет в наличии), то мы решим Ваш вопрос.

В большинстве случаев электромоторы (вентиляторы радиатора) ремонту не подлежат. Их корпуса почти во всех случаях неразборные: крышка на торце завальцована. Поэтому придется покупать либо новый вентилятор в сборе, либо искать замену на авторазборках.

С моторами печки - по другому. Они, как правило, ремонтопригодны. За исключением некоторых случаев, указанных ниже.

VOLKSWAGEN JETTA  ​

Вентиляторы радиатора не работали, что вызывало перегрев двигателя. Особенно в такую погоду, как сегодня (+22) и особенно в пробке…  Причиной подобной неисправности, стал сам блок управления вентиляторами радиатора. Это тот блок,  что находится на одном из вентиляторов.  Был приобретён другой блок  управления вентиляторами радиатора (на фото – лежит отдельно).

 

Электронный блок управления

(совмещенный с самим вентилятором)

После замены блока управления (к сожалению,

НЕ ВСЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ БЛОКИ РЕМОНТОПРИГОДНЫ)

вентиляторы радиатора работают.

Был специально! проведён тест и была произведена попытка перегреть двигатель,

в экстремальном режиме…

Попытка не удалась )))

 

Заехал в гости RENAULT Megane с неустойчивой работой вентилятора печки. Дополнительно, мотор отопителя, издавал какие-то посторонние звуки, как на низких, так и на высоких оборотах. Необходимо было двигатель вентилятора печки извлечь  «на руки»,  для подробного изучения вопроса

(благо лабораторный блок питания имеется, для изучения данного вопроса).

Для извлечения мотора, из центральной части автомобиля, был снят педальный узел, после чего тот был извлечён из своего логова…

После обслуживания, щеточного узла, мотора печки, он перестал «шуршать» на низких оборотах, начинал работать от 1,0 Volt приложенного к нему напряжения (многие двигатели стартуют от 3-4 вольт), но из-за глубокой выработки лампелей якоря двигателя, его работоспособность, на длительный срок, вызывает сомнения… Было принято решение заменить его на новый. Тем более что зима – не за горами!

Почему не работает вентилятор (мотор) печки?

 

Ремонтируем вентиляторы печки - перебираем щеточный

узел и производим чистку  ламелей якоря вентилятора печки...

Вентилятор (мотор печки) может не работать по нескольким причинам.

Наиболее частая - выход из строя щеточного узла  мотора печки.

Заезжает CHRYSLER CROSSFIRE с неисправным моторчиком печки. У мотора печки - электронное управление скоростью вращения вентилятора печки. Проверив управление, с ручки переключения скоростей печки, на электронный регулятор мотора печки, прихожу к выводу, что он исправен. Частенько летит сам электронный реостат печки. Перехожу к следующему этапу проверки.

Проверяю сам двигатель (мотор) печки. Замечаю, что он не крутит, при том, что должное напряжение, с электронного регулятора - поступает. Снимаю сам мотор (фото прилагаю) и наблюдаю следующую картину - Медные лампели якоря двигателя выработаны сверх меры.

В остальных случаях - где есть шанс восстановить щеточный узел мотора печки - перебираем щеточный узел и производим чистку ламелей

якоря двигателя и ... вентилятор печки -  как новый! :)

Щеточный узел вентилятора
Якорь - щетки - ламели - чистка

Чистка якоря двигателя

К сожалению, не всегда имеется возможность восстановить щеточный узел, из за глубокой выработки ламелей якоря. Щетки просто "съели" контакты обмоток якоря двигателя. Бывает и того хуже - некоторые лампели выгорели (фото прилагается). 

 
Щетки (ламели) выгорели
Мотор печки (вентилятор отопителя) -.web
Электронный регулятор скорости печки -.w

Выгоревшие лампели

якоря двигателя.

График работ:

​    ПН: наш выходной 

​ВТ: с 10:00 по 20:00

СР: с 10:00 по 20:00

ЧТ: с 10:00 по 20:00​

ПТ: с 10:00 по 20:00​

СБ: с 11:00 по 20:00

ВС: с 11:00 по 20:00

  • Vkontakte Social Icon
Наши гарантии до 3-х лет.webp
Автоэлектрик в Пушкине, В Контакте
Ремонт электронных блоков.webp
Автоэлектрик в Пушкине на Железнодорожной 82
Компьютерная диагностика автомобиля