Ремонт коллекторных двигателей в автомобиле.

 

Немного теории:

Колле́кторный электродви́гатель — электрическая машина, в которой датчиком положения ротора и переключателем тока в обмотках является одно и то же устройство — щёточно-коллекторный узел. 

В большинстве своём, в автомобиле, стоят коллекторные двигатели постоянного тока. Это и двигатель вентилятора радиатора и двигатель (мотор) вентилятора печки.

Коллекторным двигателям свойственен ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ  недостаток.

Щёточно-коллекторный узел является одной из наименее надёжных частей электрических машин,
поскольку скользящие контакты интенсивно изнашиваются от трения.
Для профессионального электроинструмента, например, щётки являются расходным материалом. По этой причине с точки зрения надёжности предпочтительны двигатели без щёточно-коллекторного узла — вентильный электродвигатель и асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. К сожалению, далеко не во всех машинах подобное  реализуется - на практике.
В  BMW X3 блок управления вентилятором преобразует постоянное напряжение 12 Вольт в мощное - трёхфазное  напряжение и ток,
что позволяет  мотору вентилятора радиатора работать без щеточного узла. Но, как показала практика,  там другая проблема – часто выходит из строя - блок электроники - управляющий асинхронным двигателем вентилятора охлаждения двигателя.
В среднем 25 % отказов коллекторных машин постоянного тока происходит из-за выхода из строя щеточно-коллекторного узла, а в транспортных установках доля таких отказов достигает - 66 %!

Один из частых вопросов -
Почему не работает вентилятор охлаждения радиатора?
(из-за этого так-же не работает и авто-кондиционер )

 

Давайте попробуем разобраться в данном вопросе, взяв, для примера, простейшую схему соединения вентилятора радиатора

Схема включения вентилятора радиатора
Форд Мондео.webp

1) Неисправность электродвигателя. Поломка электродвигателя говорит о том, что ротор не крутиться и не вращает лопасти вентилятора. Убедиться в работоспособности электродвигателя можно. Подключите напрямую его к аккумулятору. Вентилятор не срабатывает – пришло время заменить электродвигатель.

2) Неполадки с датчиком. Датчик не определяет температуру охлаждающей жидкости и не передает - должный сигнал на контроллер управления двигателем. А тот, в свою очередь, не подает сигнал на реле включения вентилятора.

3) Нет напряжения. Если произошел обрыв в проводах или неисправен предохранитель, значит, цепь обесточена. Убедиться в проблеме с проводкой – «прозвонить» провода и проверить предохранители на целостность.

Бывает случается так, что выходит из строя сам электронный регулятор скорости вращения вентилятора радиатора (тот электронный блок, что находится около вентилятора). Как правило там сгорают ШИМ ключи включения вентилятора. Эти блоки так-же ремонтопригодны и мы их восстанавливаем. Вам же предложат - всё в сборе, а не отдельно - электронный блок и вентилятор.

Если Вам не удалось разобраться самому, то подъезжайте - мы произведем должные замеры и проверим ффффсю линию электропроводки и выявим точную! причину неисправности.

Если это не сам вентилятор радиатора (у нас его нет в наличии), то мы решим Ваш вопрос.

В большинстве случаев электромоторы (вентиляторы радиатора) ремонту не подлежат. Их корпуса почти во всех случаях неразборные: крышка на торце завальцована. Поэтому придется покупать либо новый вентилятор в сборе, либо искать замену на авторазборках.

С моторами печки - по другому. Они, как правило, ремонтопригодны. За исключением некоторых случаев, указанных ниже.

VOLKSWAGEN JETTA  ​

Вентиляторы радиатора не работали, что вызывало перегрев двигателя. Особенно в такую погоду, как сегодня (+22) и особенно в пробке…  Причиной подобной неисправности, стал сам блок управления вентиляторами радиатора. Это тот блок,  что находится на одном из вентиляторов.  Был приобретён другой блок  управления вентиляторами радиатора (на фото – лежит отдельно).

Вентиляторы радиатора блок управления-LO
 

Электронный блок управления

(совмещенный с самим вентилятором)

Вентилятор радиатора работающий блок -LO

После замены блока управления (к сожалению,

НЕ ВСЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ БЛОКИ РЕМОНТОПРИГОДНЫ)

вентиляторы радиатора работают.

Был специально! проведён тест и была произведена попытка перегреть двигатель,

в экстремальном режиме…

Попытка не удалась )))

Вентиляторы радиатора-LOGO.webp
FIAT Punto - реостат печки_result.webp

FIAT Punto - Не работают 1, 2 и 3 скорости вентилятора печки.  80 % поломок – неисправен реостат печки.  НО  почему он не работает? Глядя на реостат печки и наблюдая = обугленный провод разъёма реостата печки картина предельно ясна. Пожалуйста, не допускайте подобного т.к. это может привести к возгоранию электролинии реостата печки. Своевременно обращайтесь в ремонтные организации во избежание подобного…

 
RENAULT Laguna плохая пайка_result.webp

На автомобиле RENAULT Laguna не работал моторчик печки. После проверки предохранителей и реостата печки (80% неисправностей), а также электрических соединений, идущих к мотору отопителя, стало очевидно, что монтажный блок (блок предохранителей и реле) неисправен. Монтажный блок был вскрыт и внутри блока, была обнаружена «холодная пайка».

- Холодная пайка — дефект пайки, при котором НЕ образуется надёжного электрического контакта.

RENAULT Laguna блок предохранителей.webp
 
RENAULT Megane Педальный узел.webp
RENAULT Megane вентилятор печки.webp
 

Заехал в гости RENAULT Megane с неустойчивой работой вентилятора печки. Дополнительно, мотор отопителя, издавал какие-то посторонние звуки, как на низких, так и на высоких оборотах. Необходимо было двигатель вентилятора печки извлечь  «на руки»,  для подробного изучения вопроса

(благо лабораторный блок питания имеется, для изучения данного вопроса).

RENAULT Megane регулятор скорости.webp

Для извлечения мотора, из центральной части автомобиля, был снят педальный узел, после чего тот был извлечён из своего логова…

После обслуживания, щеточного узла, мотора печки, он перестал «шуршать» на низких оборотах, начинал работать от 1,0 Volt приложенного к нему напряжения (многие двигатели стартуют от 3-4 вольт), но из-за глубокой выработки лампелей якоря двигателя, его работоспособность, на длительный срок, вызывает сомнения… Было принято решение заменить его на новый. Тем более что зима – не за горами!

RENAULT Megane мотор отопителя.webp
PEUGEOT Citroen Renault разборка торпеды
Peugeot Citroen Renault VALEO - мотор пе

В PEUGEOT 107 мотор печки меняется следующим образом:

Снимается салонный монтажный блок (блок предохранителей), он же - спидометр.

Разбирается  часть торпеды, и снимаются некоторые электронные блоки, (те что мешают замене мотора печки).

Если в более простых (конструктивно) автомобилях,  мотор печки меняется, в течении 30-60 минут, то здесь мотор печки меняется за больший промежуток времени.

Добавляется = Разборка торпеды, снятие блока предохранителей (ремонт блока предохранителей),

он же тахометр (ремонт щитков приборов) и снятие электронных блоков (ремонт электронных блоков), что занимает дополнительное время…

Peugeot Citroen Renault - блок предохран
Peugeot Citroen Renault VALEO - замена м

Почему не работает вентилятор (мотор) печки?

 

Ремонтируем вентиляторы печки - перебираем щеточный

узел и производим чистку  ламелей якоря вентилятора печки...

Вентилятор (мотор печки) может не работать по нескольким причинам.

Наиболее частая - выход из строя щеточного узла  мотора печки.

Заезжает CHRYSLER CROSSFIRE с неисправным моторчиком печки. У мотора печки - электронное управление скоростью вращения вентилятора печки. Проверив управление, с ручки переключения скоростей печки, на электронный регулятор мотора печки, прихожу к выводу, что он исправен. Частенько летит сам электронный реостат печки. Перехожу к следующему этапу проверки.

Проверяю сам двигатель (мотор) печки. Замечаю, что он не крутит, при том, что должное напряжение, с электронного регулятора - поступает. Снимаю сам мотор (фото прилагаю) и наблюдаю следующую картину - Медные лампели якоря двигателя выработаны сверх меры.

В остальных случаях - где есть шанс восстановить щеточный узел мотора печки - перебираем щеточный узел и производим чистку ламелей

якоря двигателя и ... вентилятор печки -  как новый! :)

Щеточный узел вентилятора
Якорь - щетки - ламели - чистка

Чистка якоря двигателя

К сожалению, не всегда имеется возможность восстановить щеточный узел, из за глубокой выработки ламелей якоря. Щетки просто "съели" контакты обмоток якоря двигателя. Бывает и того хуже - некоторые лампели выгорели (фото прилагается). 

 
Щетки (ламели) выгорели
Мотор печки (вентилятор отопителя) -.web
Электронный регулятор скорости печки -.w

Выгоревшие лампели

якоря двигателя.

SUZUKI GRAND VITARA - Реле клаксона..web

Неисправен звуковой сигнал (клаксон)

на SUZUKI GRAND VITARA. 

Читая электросхему и изучая сигнальную линию прохождения управляющего сигнала, на реле клаксона, смотрим на реле клаксона (фото) и… меняем колодку реле клаксона, как само реле - на аналоги
(подходящие по параметрам)

SUZUKI GRAND VITARA - Новое Реле клаксон
 

Автовладельцы LADA Vesta,  часто сталкиваются с тем, что штатный звуковой сигнал (клаксон) слишком тихий. Были приобретены два волговских клаксона с разной тональностью (низкий и высокий тон). Просто заменить сигналы на Весте не выйдет! т.к. потребление тока у них разное.

 
LADA Vesta  - Клаксон - реле.webp
LADA Vesta  - Клаксон - электропроводка.webp
LADA Vesta  - Клаксон - установка дополнительных звуковых сигналов.webp

Для Весты этот показатель составляет 5А (паспортные данные), сигналы с «Волги» потребляют по 8А каждый, что в сумме дает 16А. Была проложена новая силовая линия, коммутируемая силовым реле. Помимо этого штатный клаксон – ДВУХ контактный, а волговский –  ОДНО контактный и габариты их значительно больше. 

Следовательно, установка на заводские места исключается, как и использование штатной заводской электропроводки.  Именно поэтому без снятия бампера здесь не обойтись, как и без прокладывания новой силовой линии электропроводки…