top of page

Ремонт коллекторных двигателей в автомобиле.

Ремонт коллекторных двигателей

Немного теории:

Колле́кторный электродви́гатель — электрическая машина, в которой датчиком положения ротора и переключателем тока в обмотках является одно и то же устройство — щёточно-коллекторный узел. 

В большинстве своём, в автомобиле, стоят коллекторные двигатели постоянного тока. Это и двигатель вентилятора радиатора и двигатель (мотор) вентилятора печки.

Коллекторным двигателям свойственен ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ  недостаток.

Ustroystvo-kollektornogo-dvigatelya.jpg
Щёточно-коллекторный узел является одной из наименее надёжных частей электрических машин,
поскольку скользящие контакты интенсивно изнашиваются от трения.
Для профессионального электроинструмента, например, щётки являются расходным материалом. По этой причине с точки зрения надёжности предпочтительны двигатели без щёточно-коллекторного узла — вентильный электродвигатель и асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. К сожалению, далеко не во всех машинах подобное  реализуется - на практике.
В  BMW X3 блок управления вентилятором преобразует постоянное напряжение 12 Вольт в мощное - трёхфазное  напряжение и ток,
что позволяет  мотору вентилятора радиатора работать без щеточного узла. Но, как показала практика,  там другая проблема – часто выходит из строя - блок электроники - управляющий асинхронным двигателем вентилятора охлаждения двигателя.
В среднем 25 % отказов коллекторных машин постоянного тока происходит из-за выхода из строя щеточно-коллекторного узла, а в транспортных установках доля таких отказов достигает - 66 %!

Один из частых вопросов -
Почему не работает вентилятор охлаждения радиатора?
(из-за этого так-же не работает и авто-кондиционер )

Схема вентилятора радиатора

Давайте попробуем разобраться в данном вопросе, взяв, для примера, простейшую схему соединения вентилятора радиатора

Схема включения вентилятора радиатора
Форд Мондео.webp
VOLVO XC60 XC70 ВЕНТИЛЯТОР БЛОК 3112808.

1) Неисправность электродвигателя. Поломка электродвигателя говорит о том, что ротор не крутиться и не вращает лопасти вентилятора. Убедиться в работоспособности электродвигателя можно. Подключите напрямую его к аккумулятору. Вентилятор не срабатывает – пришло время заменить электродвигатель.

2) Неполадки с датчиком. Датчик не определяет температуру охлаждающей жидкости и не передает - должный сигнал на контроллер управления двигателем. А тот, в свою очередь, не подает сигнал на реле включения вентилятора.

3) Нет напряжения. Если произошел обрыв в проводах или неисправен предохранитель, значит, цепь обесточена. Убедиться в проблеме с проводкой – «прозвонить» провода и проверить предохранители на целостность.

Бывает случается так, что выходит из строя сам электронный регулятор скорости вращения вентилятора радиатора (тот электронный блок, что находится около вентилятора). Как правило там сгорают ШИМ ключи включения вентилятора. Эти блоки так-же ремонтопригодны и мы их восстанавливаем. Вам же предложат - всё в сборе, а не отдельно - электронный блок и вентилятор.

Если Вам не удалось разобраться самому, то подъезжайте - мы произведем должные замеры и проверим ффффсю линию электропроводки и выявим точную! причину неисправности.

Если это не сам вентилятор радиатора (у нас его нет в наличии), то мы решим Ваш вопрос.

В большинстве случаев электромоторы (вентиляторы радиатора) ремонту не подлежат. Их корпуса почти во всех случаях неразборные: крышка на торце завальцована. Поэтому придется покупать либо новый вентилятор в сборе, либо искать замену на авторазборках.

С моторами печки - по другому. Они, как правило, ремонтопригодны. За исключением некоторых случаев, указанных ниже.

DODZH CARAVAN – не работает вентилятор радиатора.

Первая скорость вращения вентилятора радиатора работает при слабом нагреве двигателя автомобиля, вторая включается заблаговременно, при приближении температуры двигателя к критической отметке. В данном случае не работала не одна из скоростей, что может привезти к перегреву двигателя и плачевным, для него, последствиям. 
DODZH CARAVAN блок предохранителей и реле вентилятор.webp
CARAVAN -вент.радиатора
Включением/выключением скоростей вентилятора радиатора (в современных автомобилях) управляет ЭБУ двигателя (ECM). Он подаёт сигналы управления на реле, которые расположены в монтажном блоке (блоке предохранителей и реле). Те, в свою очередь, включают одну из необходимых скоростей вращения. Через блок не поступало должное напряжение, и он был снят для изучения данного вопроса.  Неисправный блок - это последствия замыкания косы подкапотного пространства…
DODZH CARAVAN монтажный блок вентилятор радиатора.webp
Вентилятор радиатора неработающий блок -

VOLKSWAGEN JETTA  ​

Вентиляторы радиатора не работали, что вызывало перегрев двигателя. Особенно в такую погоду, как сегодня (+22) и особенно в пробке…  Причиной подобной неисправности, стал сам блок управления вентиляторами радиатора. Это тот блок,  что находится на одном из вентиляторов.  Был приобретён другой блок  управления вентиляторами радиатора (на фото – лежит отдельно).

Вентиляторы радиатора блок управления-LO
Jetta - Вентилятор радиатора

Электронный блок управления

(совмещенный с самим вентилятором)

Вентилятор радиатора работающий блок -LO

После замены блока управления (к сожалению,

НЕ ВСЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ БЛОКИ РЕМОНТОПРИГОДНЫ)

вентиляторы радиатора работают.

Был специально! проведён тест и была произведена попытка перегреть двигатель,

в экстремальном режиме…

Попытка не удалась )))

Вентиляторы радиатора-LOGO.webp
SUZUKI GRAND VITARA - Реле клаксона..web

Неисправен звуковой сигнал (клаксон)
на SUZUKI GRAND VITARA. 
Читая электросхему и изучая сигнальную линию прохождения управляющего сигнала, на реле клаксона, смотрим на реле клаксона (фото) и… меняем колодку реле клаксона, как само реле - на аналоги
(подходящие по параметрам)

SUZUKI GRAND VITARA - Новое Реле клаксон
клаксон GRAND VITARA
На Hyundai i30 возникла неполадка с клаксоном. Хотя это может показаться незначительным, иногда хочется выразить свои мысли другим участникам движения и таким образом предотвратить возможные дорожно-транспортные происшествия.
При нажатии кнопки звукового сигнала, слышен звук щелчка реле звукового сигнала под капотом, что свидетельствует о корректной работе соответствующих участков электрической цепи. Однако, клаксон продолжает оставаться беззвучным.
Линия, идущая от реле звукового сигнала, расположенного в монтажном блоке (блоке предохранителей), обеспечивает необходимое питание для работы звукового сигнала. Однако, где-то на этой линии сигнал теряется. 
 Чтобы точно определить место обрыва, мы использовали генератор сигналов и пробник, который позволяет определить потенциал исследуемого провода и, что важно, показывает состояние "Z" (отсутствие соединения) на данной линии. Не каждый автоэлектрик обладает прибором, способным показать состояние "Z", необходимое для поиска обрыва. Как только мы обнаружили проблему, прибор просигнализировал о правильно выбранном месте с помощью звукового сигнала (зуммера). Обрыв был обнаружен и клаксон теперь громко прерывает тишину.
HYUNDAI I30 звуковой сигнал
HYUNDAI I30 клаксон обрыв
HYUNDAI I30 HORN

Автовладельцы LADA Vesta,  часто сталкиваются с тем, что штатный звуковой сигнал (клаксон) слишком тихий. Были приобретены два волговских клаксона с разной тональностью (низкий и высокий тон). Просто заменить сигналы на Весте не выйдет! т.к. потребление тока у них разное.

LADA Vesta - Клаксон
LADA Vesta  - Клаксон - реле.webp
LADA Vesta  - Клаксон - электропроводка.webp
LADA Vesta  - Клаксон - установка дополнительных звуковых сигналов.webp

Для Весты этот показатель составляет 5А (паспортные данные), сигналы с «Волги» потребляют по 8А каждый, что в сумме дает 16А. Была проложена новая силовая линия, коммутируемая силовым реле. Помимо этого штатный клаксон – ДВУХ контактный, а волговский –  ОДНО контактный и габариты их значительно больше. 

Следовательно, установка на заводские места исключается, как и использование штатной заводской электропроводки.  Именно поэтому без снятия бампера здесь не обойтись, как и без прокладывания новой силовой линии электропроводки…

bottom of page